Интерактивные формы обучения на уроках
иностранного языка. “Running Dictation"
Алексеева Яна Александровна,
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 191 Санкт-Петербург
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 191 Санкт-Петербург
В настоящее время проблемам образования и поискам путей его совершенствования посвящено много исследований. Все шире в школьную практику внедряются инновации, цель которых - пересмотр целей образования, разработка новых образовательных технологий, пересмотр оценки достижений учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.
Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки современных учеников, где учитель показывает не только свою компетентность и эрудицию, но и умеет увлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.
Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме.
Использование интерактивных форм и методов обучения помогает педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов, коллективную работу и побудить их к осознанному усвоению знаний и навыков. Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки современных учеников, где учитель показывает не только свою компетентность и эрудицию, но и умеет увлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.
Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме.
Интерактивные методы основаны на двустороннем обмене информацией между участниками обучения. Учитель при таких видах работ стоит над процессом, он создает условия для работы и направляет учащихся в их деятельности. И, несмотря на то, что педагог не является главным участником, подготовка таких уроков намного сложнее и занимает больше времени, чем организация обычных занятий. Но результат обычно стоит затраченных усилий.
RunningDictation («Беговой диктант») является одной из форм интерактивного обучения, в ходе которого осуществляется взаимодействие всех участников в процессе общения. Tакой диктант является мотивационной составляющей учебного процесса и помогает создает ситуацию успеха.
Главное достоинство данной методики состоит в одновременной отработке всех ключевых навыков, необходимых для изучении иностранного языка, а именно:
- Аудирование
- Говорение
- Чтение
- Письмо
- Взаимопроверка
- Работа в команде
Суть бегового диктанта диктанта состоит в том, что учащиеся перемещаются от парты к карточки и обратно (карточка должна быть расположена максимально далеко от парты), запоминают предложение/фразу/слова и тп, бегут обратно и диктуют то, что смогли запомнить своему «напарнику». Задача второго ученика – записать под диктовку услышанное. По сигналу учителя ученики меняются ролями и продолжают диктант.
Время выполнения задания можно ограничить, а можно устроить соревнование «кто быстрее».
Такая интерактивная форма применима на разных этапах урока:
- целеполагание (раздать разные тексты для диктанта, после учащиеся поделятся информацией и выведут общую тему)
- закрепление материала (отработка лексических единиц, грамматических конструкций в текстах)
- динамическая пауза (с пользой)
Беговой диктант можно проводить как индивидуально, так и в парах и группах.
В ходе анкетирования учащихся было выявлено, что создание подобной ситуации успеха во время проведения «бегового диктанта» позволил повысить мотивацию учащихся (89% учащихся предпочли эту форму работы традиционной).
Таким образом, можно выделить следующие ключевые аспекты такой интерактивной формы обучения, как беговой диктант:
- данная форма работы способствует развитию коммуникативной компетенции (выстраивание эффективной коммуникации), что является одним из важнейших гибких навыков.
- обучающиеся во врем такого диктанта выдвигаются на первый план, а учитель на второй.
- методика применима в рамках системно - деятельностного подхода (нацелена на развитие личности), активизирует взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, что дает возможность эффективной реализации образовательной программы в рамках ФГОС.